Кланы управляются чифтейнами, ну или попросту говоря чифтейны – главы кланов.
Клановая принадлежность определяется по костюму, особенно по мужской юбке-килт. Расцветка юбки должна быть конкретной - в соответствии с тартаном - шерстяной материей с образцом линий различной ширины и различных цветов, которые пересекают друг друга под определёнными углами. Имеется много различных тартанов, каждый из которых связан с определённым шотландским кланом. Каждый клан имеет определённый связанный с ним цвет и определённый проверенный образец, который члены клана носят на килтах и пледах. И надеть чужие цвета является социальным нарушением, и это также недопустимо, как кораблю поднять на мачте иностранный флаг.
У каждого клана есть свой праздник, и в этот день все члены клана надевают свой костюм, где бы они ни были. В состав мужского костюма входят: юбка-килт, высокие сапоги из кожи, обвязанные верёвкой, и куртка из плотной ткани. Стоит заметить, что во время войны, во время сражения, горцы ходят без верхней одежды, обнажая торс, плечи, спину и руки. Бывают и такие случаи, зачастую, что горцы сражаются вообще без одежды. Это считается приемлемым.
Обязательным атрибутом любого из горцев является нож, который находится в правом сапоге. На рукоятке ножа выгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз. Надо заметить, что если горец всовывал нож с внутренней стороны ноги, то по шотландской традиции это означало - объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны.
Не смотря на свою вражду, кланы зачастую устраивают совместные праздники. Тогда вся вражда уходит на второй план и горцы со своими семьями предаются простым развлечениям. Всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов, происходят соревнования в метании бревна - кэбера, в беге в гору, танцы, одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами - старый, добрый, истинно шотландский танец, едят хаггис - копчёный овечий желудок, набитый кусками мяса со специями. Это очень сытное, хотя с непривычки не очень вкусное блюдо. Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы.Поскольку шотландцы являются, в основном, крестьянами, то и обычаи их с давних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животноводов. Вся их трудовая жизнь самым тесным образом связана с природой: солнцем, дождём, другими явлениями природы, урожайностью полей, плодородием скота, сменой времён года, сменой дня и ночи.
Большим праздником для шотландцев является Самхейн - праздник, когда отмечают приход скота с пастбищ и начало нового года. Первого мая совершают обряд Белтан, во время которого скот перед выгоном на пастбище проводят через дым от костров. К началу февраля, когда ягнятся овцы, относиться праздник Имболе, а 1 августа отмечают день Лугнаса, совершая обряд для получения хорошего урожая, посвященный богу Лугу (Луг-дуну); день Лугнаса - время начала жатвы. Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцестояния, как 21 июня. После распространения христианства с VI в н.э. церковь пыталается подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздник в честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить древнюю народную основу праздника ей не удалось, лишь сроки выполнения языческих обрядов переместились с 21 на 24 июня.
Само время праздника Летнего солнцестояния говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и ритуалы дня св. Джона сходен с таким же комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния - 21 декабря. У шотландцев с обоими днями связано много поверий о якобы особенно могущественной в ночь на дни солнцестояний нечистой силе; центральное место в праздновании этих дней занимают различные формы ритуальных огней; большую роль в обрядах, приуроченных к этим двум датам, играет зелень - зелёные ветки, цветы, даже деревья, в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника имеются мотивы брака, семейного благополучия.
Жители Шотландии убеждены, что именно в ночь накануне дня св. Джона ведьмы собираются на свои шумные сборища: феи водят хороводы на лесных лужайках, вершинах холмов; многочисленные духи бродят по земле. По представлениям народа, эта ночь - второй по значению из трёх годовых “ночей духов”, когда большую власть приобретают разные сверхъестественные существа. Люди считают, что в эту ночь души язычников посещают землю и веселятся до рассвета. Существовует также поверье, что в ночь на 24 июня души всех людей во время сна покидают тело и бродят по земле. Говорят, что если в полночь прийти к церковному крыльцу, то можно увидеть души тех, кто умрёт в приходе в текущем году. Как уже было сказано, большую роль в празднике св. Джона играют ритуальные огни различного вида, особенно костры.
В обычаи дня летнего солнцестояния много вплетено семейно - брачных мотивов. В ночь на 24 июня много гадают. Гадают и девушки и парни, часто используя для этой цели различные цветы и растения (чаще всего зверобой), иногда и какие-нибудь предметы. В Шотландии в эту ночь возлюбленные дают друг другу клятву верности, нарушение которой считается преступлением. Клятву такую произносили либо возле камня-мегалита, либо возле почитаемого источника и скрепляли её рукопожатием.Ну а теперь коротко о том, какие праздники в каких числах проводятся:
21 декабря, день зимнего солнцестояния
Имболе - отмечается в начале февраля, когда ягнятся овцы.
1 мая, Белтан - обряд, во время которого скот перед выгоном на пастбище проводили
через дым от костров.
24 июня, день летнего солнцестояния - ну тут всё ясно.
1 августа, день Лугнаса - совершается обряд для получения хорошего урожая, посвященный богу Лугу.
22 сентября, Мабон - отмечается в день осеннего равноденствия, символизирующий освобождение от всего отживего в жизни. В этот день воздают почести покойным женщинам в семье.
29 сентября, день св. Михаила - отмечают сбор и пробу нового урожая.
1 ноября, Самхейн - праздник прихода скота с пастбища, начало нового года.Это пока основыне праздники. Будут дополнения.
О жизни кланов. Традиции, быт, культура.
Страница: 1
Тема закрыта
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12010-04-04 22:53:26
Тема закрыта
Страница: 1